Промывка системы охлаждения двигателя

Назначение и особенности системы охлаждения мотора

Система охлаждения мотора

Система охлаждения любого двигателя, будь то дизель или бензин, имеет одинаковое предназначение и схожую конструкцию. Главная цель данной системы – отвод лишней температуры с блока цилиндров и поддержание рабочей температуры мотора – 90 градусов.
В зимнее время система охлаждения двигателя используется так же, как обогреватель салона. Жидкость внутри системы постепенно нагревается и обдувается потоком воздуха, направленным в салон через специальные отверстия.
В основном конструкция охлаждающей системы на любом седане включает в себя следующие основные элементы:

  • Радиатор;
  • Термостат;
  • Водяной насос;
  • Расширительный бачок;
  • Набор трубок и хомутов.

В качестве охлаждающей жидкости используется тосол или антифриз. Конечно, в исключительном случае можно заливать в радиатор и воду, но обязательно дистилерованную. 

После длительного пробега автомобиля, охлаждающая жидкость начинает мутнеть, и меняет свою консистенцию. Это первый признак того, что ее пора заменить.

В случае, если не проводить замену тосола или антифриза вовремя, на стенках радиатора и в соединительных патрубках начинает появляться осадок (налет). Со временем его станет слишком много, и он начинает забивать соты радиатора. Из-за этого жидкость не будет успевать охлаждаться, и двигатель очень скоро перегреется.
Более печальным может стать исход, когда такой осадок попадает в охладительные отверстия на блоке цилиндров. Поскольку по своему диаметру они довольно маленькие, то засоряются достаточно просто. И в таком случае какой-то элемент мотора охлаждаться не будет, что приведет к быстрому износу некоторых запчастей, а в худшем случае и всего двигателя.
Поэтому, жидкость следует менять вовремя. Так же причиной замены тосола или антифриза может стать утечка. Обычно в случае появления такой проблемы вся жидкость сливается, устраняется проблема, и система заново наполняется охлаждающим элементом. Но, перед тем, как заливать тосол или антифриз в радиатор, систему необходимо промыть. Как это сделать, можно узнать, прочитав данную статью.

Процесс промывки охлаждающей системы

Как промыть систему

Цель данного процесса – избавить все элементы системы от накопившейся грязи, налета и осадка, а также от остатков старой жидкости.

Ведь если смешать антифриз с тосолом, то он может вступить в химическую реакцию, мгновенно приобретая мутный оттенок.

Такая жидкость уже не подойдет для работы, и ее придется заменить по новой. 
Для промывки системы используется специальная промывочная жидкость. Некоторые говорят, что данный процесс можно осуществить и без нее, пользуясь дизельным топливом. Но при попытке таким образом прочистить систему, вы рискуете спалить мотор или довести его до состояния, в котором он потребует капитального ремонта. Поэтому категорически не рекомендуется экспериментировать подобным способом.
Выбрав необходимую жидкость для промывки, можно перейти непосредственно к самому процессу. Перед тем, как прочистить систему охлаждения двигателя, необходимо убедится в целостности всех элементов конструкции и отсутствии утечки жидкости. Проводить промывку необходимо при плюсовой температуре, и не в коем случае не при минусе. Если вы собрались промывать систему зимой, то воспользуйтесь боксом или гаражом.

Для начала, с системы охлаждения необходимо слить всю старую жидкость. Делать это нужно на непрогретом моторе, иначе вы рискуете получить сильные ожоги.

Машина должна располагаться на ровной поверхности. Выполнив данные условия, выкрутите крышку радиатора и расширительного бачка. Далее следует вынуть сливную пробку с блока цилиндров и подождать, пока жидкость стечет. Только после этого открутите сливную пробку на радиаторе и слейте последние остатки тосола или антифриза. На этом процесс слива старой жидкости окончен.
Обратите внимание, что по состоянию слитой жидкости вы можете определить примерное состояние всей системы. Например, если в слитом тосоле или антифризе будет грязь или еще чего хуже – ржавчина, то состояние некоторых элементов плачевное, и их требуется заменить. Если же жидкость просто мутная, то систему достаточно прочистить несколько раз.

Для того, чтоб провести процесс прочистки мотора, необходимо закрутить обе сливные крышки: на блоке цилиндров, и на радиаторе.

Далее залейте очиститель системы охлаждения двигателя в радиатор, не закрывая крышкой расширительный бачок, чтоб не создать в системе воздушную пробку. Когда он будет полным, закрутите на нем крышку, и долейте немного жидкости в расширительный бачок. Система наполнена, и готова к промывке.
Для начала очистки заведите двигатель, и дайте поработать ему на холостых оборотах (до 1000 об/мин), порядка 15 – 20 минут. После этого подождите пока мотор немного остынет и слейте жидкость так, как это было сказано ранее. Если слитая жидкость имеет цвет и консистенцию, отличающуюся от изначальной, то процедуру промывки необходимо повторить еще несколько раз, до тех пор, пока очистительная жидкость не станет практически прозрачной.
После завершения промывки смело можете заливать тосол или антифриз любой марки, которую желательно запомнить, на случай, если в систему необходимо будет сделать доливку охлаждающей жидкости. На это процесс прочистки полностью завершен. 

Подробнее об аксессуарах для автомобилей читайте здесь. О тюнинге - тут.

Какие очистители лучше всего использовать для двигателей седанов

Средства для очистки

Все промывочные жидкости по своему составу делятся на несколько основных категорий:

  • Нейтральные – не содержат в своем составе компонентов агрессивного характера и имеют менее существенный эффект;
  • Кислотные – жидкости, достаточно агрессивного характера. Не используются для стандартной очистки системы, а только в случае появления накипи или ржавчины;
  • Щелочные – отличный вариант, способный справится с любыми загрязнениями;
  • Двухкомпонентные – самый идеальный и распространенный вариант, содержащий в себе и кислоту и щелочь в определенных количествах, не способных причинить вред элементам системы охлаждения.

Так что перед тем, как ответить на вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя, изучите сначала состав очистительного средства. 
Ни в коем случае не рекомендуется использовать два разных очистителя одновременно. В процессе перемешивания или нагрева они могут вступить в химическую реакцию, которая приведет к очень печальным последствиям. 

Не редкость, когда автолюбители проводят промывку охлаждающей системы с помощью лимонной кислоты, разведенной с дистилерованной водой. Такой вариант также достаточно эффективный и не имеет негативных последствий для элементов двигателя.

Но очень важно соблюдать правильные пропорции, а именно: 100 г. лимонной кислоты на 1 л. дистелеванной воды. 
Ну и напоследок давайте рассмотрим не менее популярный вариант очистки ситемы, с помощью Кока-Колы. Конечно, данный способ может быть довольно эффективным, но только если его правильно использовать. Например, первым делом избавьтесь от газов, которые находятся в бутылке, так как при их нагреве радиатор или трубки могут сильно повредится и полопаться. Ну и после промывки не забудьте хотя бы один раз прочистить систему дистилерованной водой, дабы избавить внутренние стенки деталей от остатков сахара. 

Прочтите также:
- Система охлаждения ваз 2109
- Система охлаждения ваз 2110
- Какое масло заливать в двигатель
- Выбираем полироль для автомобиля: производители, виды продукции, цена на полироль
- КПП на Камаз с делителем - ремонт и обслуживание


Вернуться

Какая часть автомобиля, на Ваш взгляд, наиболее сложна в ремонте?
НАША РАССЫЛКА Введите ваш e-mail, чтобы
получать новые статьи